Сайт мам Нового Уренгоя

Личный блок
Логин:
Пароль:
Категории раздела

Последнее на форуме: Социальные сети:

Главная » Статьи » Ребенок » Уход и развитие

Развитие ребенка от года и старше
Второй и третий годы жизни — пожалуй, самые интересные и динамичные в развитии ребенка. Ваш малыш из беспомощного новорожденного превратился в самостоятельную разумную личность.

От зачатия и до момента рождения мозг растет с поразительной скоростью, эта скорость остается гигантской и в возрасте от рождения и до тридцати месяцев, после чего, вплоть до шестилетного возраста, продолжает быть достаточно большой и лишь потом резко замедляется.

Отсюда легко понять, что от рождения и до шести лет, в течение каждого последующего месяца, мозг прирастает медленнее, чем в течение предыдущего. Стоит ли говорить о том, что самые ранние моменты жизни являются в этом отношении и самыми ценными.

Крепко встав на собственные ножки, научившись ходить, проказник все время находится в движении, любопытству его нет предела. Это, с одной стороны, доставляет много радости самому малышу и его родителям, с другой стороны — вызывает немало волнений и хлопот. Важно, чтобы ребенок был, по возможности, свободен в своих «исследовательских экспедициях». Разумнее убрать повыше все опасные или ценные предметы, чем постоянно одергивать сынишку или дочь.

Умение двигаться не передается по наследству, а формируется в зависимости от условий, в которых растет ребенок. Почему одни дети не умеют ползать и сразу начинают ходить, другие — малоподвижны и предпочитают сидеть, третьи — начинают плавать еще в младенческом возрасте? Очень и очень многое зависит от сознательного отношения родителей к процессу воспитания. Взрослые должны всеми доступными путями способствовать развитию и совершенствованию тех движений ребенка, которые будут ему необходимы при самостоятельных играх дома или на прогулке.

Как правило, родители не доверяют (иногда ввиду нехватки времени) свои детям самостоятельно справляться с разными физическими затруднениями. Когда на пути ребенка встречается какое-то препятствие, взрослый просто берет его на руки и переносит. Типичная сцена — мама идет по улице с малышом, держа его за руку. Вот они переходят на другую сторону улицы и уже готовы вступить на барьер тротуара. Но в тот момент, когда ребенок поднимает ногу, чтобы сделать это самостоятельно, мать поднимает его вверх и плавно опускает на землю, так, что препятствие оказывается позади. Так ребенок лишается возможности одолеть свой первый подъем.

Они идут дальше, а ребенок с сожалением оглядывается на так и непреодоленный им барьер. «Может быть, завтра...» — думает он.

Позвольте же ребенку самому справляться с подобными трудностями.

Как и когда научить всему этому малыша?

Конечно, мало кто может разместить у себя дома гимнастическую скамейку, лесенку или наклонную доску. Эту проблему помогут разрешить специальные малогабаритные комплексы простейших гимнастических снарядов, которые легко установить даже в небольшой квартире. Большим преимуществом этих спорткомплексов является то, что на них может заниматься как годовалый младенец, так и его отец.

Маленькие дети любят подражать, стремятся посоревноваться с мамой, папой, братом или сестрой. Такие занятия нравятся всем, создают хороший контакт между родителями и детьми, одновременно развивая силу, ловкость, гибкость, координацию движений.

Если же оборудовать спортивный уголок нет возможности, то подойдите к занятиям физкультурой творчески: используйте в качестве спортивных снарядов рисунок ковра, кресло, низкий журнальный столик, оборудование детской площадки.

Очень хорошо совершенствовать движения ребенка на свежем воздухе во время прогулки. Неровности почвы, спуски, подъемы в горку (пологие и крутые), камни на дороге, корни деревьев, канавки — все это помогает развить у малыша чувство равновесия, координацию движений. Гуляя с детьми, надо учить их перелезать через поваленные деревья, перепрыгивать через канавки, бросать камешки в ручеек и т. д.
Дети любят подниматься и опускаться по лестницам, простым и веревочным, и канатам с узлами. Что уж говорить о лазании по деревьям! Взбирание на различные объекты, перелезание через них, спуск вниз, великолепно развивают ловкость, мышечную силу и чувство равновесия.

Старайтесь не ограничивать естественную в этом возрасте подвижность ребенка. Поверьте, малышу очень трудно сидеть на одном месте, долго ходить с мамой за ручку по магазинам, спокойно ждать транспорт на остановке. Ребенок быстро устает от однообразных действий и легко возбуждается, если бездействует.
Мобильность и интеллект связаны самым непосредственным образом, и особенно важна эта связь в раннем детстве! У человеческих существ потребность двигаться стоит на втором месте после потребности дышать. Движение — это фундамент для всех других человеческих способностей.
Физические упражнения и игры для ребенка второго и третьего года жизни необходимо подбирать с учетом его двигательных навыков, особенностей физического и психического развития. Основу двигательной активности малыша должны составлять ходьба, лазанье, преодоление препятствий, различные игры с мячом, обручем, гимнастической палочкой и другими игрушками.

Вы уже поняли, что самая эффективная форма занятий с двух-, трехлетним ребенком — игра. Для начала это могут быть простые и интересные задания: подойди и посмотри, что спрятано у меня в руке, за спиной, за диванной подушкой, за креслом. Малыш, отыскивая любимую игрушку, будет стараться преодолевать препятствия, расположенные у него на пути, например, перелезет через подушку, подползет под низкий столик и т. д. Постепенно игры становятся богаче по содержанию, сложнее, но они не должны заменять гимнастику, т. к. правильность и точность движений вырабатывается упражнениями. Поскольку дети в этом возрасте очень восприимчивы и склонны к подражанию, показывайте упражнения сами, сравнивайте их с движениями животных, персонажей из сказок и мультфильмов. При проведении занятий на улице используйте оборудование детской площадки, рельеф местности, скамейки, бревна, камешки и т. п.
Усложнять задания надо постепенно, только после того, как малыш овладеет более простыми движениями. И еще, если ребенок устал и не хочет выполнять какое-либо упражнение, не настаивайте, пусть он отдохнет. Дети младшего возраста отличаются повышенной утомляемостью и наряду с этим способностью быстро восстанавливать свои силы. Поэтому занятия гимнастикой должны быть не слишком долгими (5-6 упражнений) и включать паузы отдыха.

В занятиях с детьми до года активные упражнения чередовались с пассивными и массажем, который и являлся хорошим отдыхом. Если ваш ребенок привык к этому, то желательно по-прежнему сочетать массаж и гимнастику, причем массаж какой-либо области (например, спины) предшествует упражнениям для данной группы мышц (например, прогибание спины).

Однако родители часто сталкиваются с определенными трудностями: малыш, прежде такой спокойный, научившись быстро передвигаться, «убегает» и «не дает» делать массаж. Постарайтесь убедить проказника полежать некоторое время, предложив ему особенно интересную игрушку, ласково разговаривая с ним. Но ни в коем случае нельзя давать ему еду, хотя некоторые мамы пытаются отвлечь малыша сушкой или конфетой. Ребенок может подавиться!

Что делать, когда совмещать массаж и гимнастику не удается? В этом случае лучшЭта игра наверняка понравится вашему ребенку и поможет усовершенствовать навык ходьбы.

По ровненькой дорожке
Бежали наши ножки.
По камешкам, по камешкам
И в ямку за товарищем.

При словах «по ровненькой дорожке» малыш идет обычным шагом, при словах «по камешкам» перешагивает через воображаемые камешки, при словах «в ямку за товарищем» приседает. Затем встает и снова идет:

Встали мы на ножки
На ровненькой дорожке.
Но вот наш дом,
В нем мы живем.Догонялка1-3 года 
 Малыш бегает по комнате, а вы делаете вид, что ловите его.

Игра «Найди мишку»1-3 года 
 Ваш малыш уже, наверное, с легкостью влезает на диваны и кресла, если нет — предложите поиграть в эту игру.

Спрячьте знакомую игрушку за спинкой кресла или дивана так, чтобы она была немного видна.

«Где мишка?» И ребенок, обнаружив игрушку, с радостью залезает на кресло. Потом, спустившись вниз, приносит мишку вам.

Эта игра никогда не надоест.

Если есть возможность — установите дома небольшую шведскую стенку или лесенку.

Побуждайте малыша забираться на нее хотя бы на несколько ступенек и спускаться вниз. Обычно маленькие дети влезают на лесенку приставным шагом.

Обращайте внимание на положение рук: надо учить ребенка захватывать рейку, противопоставляя большой палец.

Перенести упражнения на утреннее время, превратив их в веселую зарядку. Массаж можно делать во второй половине дня, когда малыш уже набегался, наигрался и особенно нуждается в материнской ласке. Ребенок быстро привыкнет к распорядку и будет сам просить вас позаниматься с ним.




Источник: http://razvivayu.net/index.php?newsid=184
Категория: Уход и развитие | Добавил: И-ра-ра (18.03.2009)
Просмотров: 2422