Сайт мам Нового Уренгоя

  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: vernikowa  
Форум » Жизнь нашего Форума и Города » Центральная детская библиотека имени журнала "Смена" » Краеведение (Ямал: прошлое и настоящее)
Краеведение
vernikowa
Offline
Людмила
Дата: Вторник, 04.02.2014, 17:09 | Сообщение # 1 | Ответить
В этой теме будут размещены выставки и обзоры работников Централизованной библиотечной системы города Новый Уренгой, посвященные истории Ямальского края

Тема в разработке

Ник: vernikowa Ранг: Душа компании Группа: Методист
Людмила Людмила
vernikowa
Offline
Людмила
Дата: Вторник, 04.02.2014, 17:21 | Сообщение # 2 | Ответить
Обзор краеведческой литературы «Сияния Северного краски»

«Каждый человек обязан знать, среди какой красоты
и каких нравственных ценностей он живет.
Он не должен быть самоуверен и нагл в отвержении
культуры прошлого».
Д.С.Лихачёв

Мир человека и его окружающий мир – над постижением их тайн бьется наш разум и не одно тысячелетие. Что роднит эти миры, и что их разделяет, где пролегает грань между человеческим и животным существованием – готовых ответов на эти вопросы нет. В качестве одного из видовых свойств человека признается способность творить и ценить красоту. Из древней мировоззренческой установки произросло традиционное народное искусство, в котором утилитарное и эстетическое начала неразрывно слиты в единстве конкретной вещи. Органично вплетая прекрасное в формы своего бытия, каждый народ делает это по-особенному, исходя из присущих ему эстетических канонов. Их формирование во многом определено спецификой природного окружения и особенностями исторического пути, пройденного народом в течении многих веков.
Осваивая бескрайние просторы тундры, каждый народ выработал неповторимую культуру своего бытования. Эта культура, в свою очередь, определила своеобразие его облика и позволила занять достойное место в общей этнической картине региона.
Ненцы и селькупы в своем историческом развитии создали оригинальную культуру, приспособленную к суровым природно-климатическим условиям. Специфика культуры северных народов проявляется не только в оленеводстве, но и в промысловой деятельности, одежде, жилище, в пище, в транспортных средствах, производственных праздниках, в спортивных играх, искусстве и так далее.
В настоящее время интенсивное промышленное освоение газовых и нефтяных месторождения на территории, где издавна жили коренные народы, вовлекает их в новую, ранее не ведомую для них жизнь, изменяет их природное окружение.
В этих условиях творчество северных народов так же переживает значительные перемены, происходит трансформация старых образцов.
Но в жизни коренных народов оказывается, что творческие процессы, протекающие в народном искусстве, обладают достаточно устойчивым характером. Внешние перемены не сразу изменяют внутреннюю природу и художественный строй образцов народного искусства.
Есть такой волшебный дом-
Тундра вся вместилась в нем:
Птицы, звери - вся природа...
Вся история народа.
Будто след былых времен,
Бережно хранится в нем:
Иглы, стрелы, топоры
Незапамятной поры …

Север России XXI [Текст]: Художники северных, сибириских и дальневосточных регионов России. Книга первая.- Москва: Комитет по проблемам Севера и Дальнего Востока Государственной Думы России; Совет деятелей культуры России, 2001.-356 с. - цв. ил.
Настоящее издание представляет собой срез современного искусства части России дополненный краткой историко-экономической информацией о регионах. Каждый из регионов, вошедших в альбом, представлен репродукциями работ художников — наших современников.

Дудников, Н.Ф. Кистью водит вдохновенье [Текст] / Н.Ф. Дудников. – Москва: Вертикал, Преском, 2004. – 128 с.; ил.
Книга рассказывает о художника, резчиках по дереву и кости, мастерах по меху и бисероплетению, лепки из глины. О талантливых людях, которыми гордится Пуровский район Ямало-Ненцкого автономного округа.

Сязи, А.М. Декоративно-прикладное искусство хантов Нижней Оби [Текст] / А.М. Сязи. - Тюмень: Институт проблем освоения Севера СО РАН, 1995. - 176 с.
В альбоме представлены одежда, украшения, разнообразная утварь, культовые предметы хантов Нижней Оби, отражающие богатство и своебразие их материальной и духовной культуры, в особенности — яркие традиции народного орнаментального творчества.

Узоры северного сияния [Текст]: Финно-угорские народы / Сязи, А. М. – Т.1. – Салехард: Артвид; Санкт-Петербург: Русская коллекция, 2003. – 152 с. – 152 c.
Издание «Узоры северного сияния» объединяет два альбома. Первый из них посвящён ханты и коми (они говорят на финно-угорских языках). В этой книге вы познакомитесь с декоративно-прикладным искусством хантыйского народа, который живёт в Ямало-Ненецком автономном округе.

Узоры северного сияния [Текст]: Самодийские народы
/ Сязи, А. М. – Т.2. – Салехард: Артвид; Санкт-Петербург: Русская коллекция, 2005. – 152 с. – 152 c.
Данный альбом посвящен ненцам и селькупам (говорят на самодийских языках). Нужно отметить, что специальный альбом по декоративному искусству публикуется вообще впервые в мире. Но и он не отражает искусство ненцев и селькупов, а только той части, которая проживает в Ямало - Ненецком автономном округе.
Орнаментальные системы, к которым обращаются мастерицы на современном этапе, выработаны и отшлифованы в процессе длительной творческой практики. Поэтому изделия с мозаичным декором, как правило, характеризуются высоким уровнем художественного оформления и ярко выраженным своеобразием.
В орнаментике появляются новые символы и знаки. Иногда они достаточно вливаются в традиционную систему узоров. Но иногда стремление к обновлению однообразного языка меховой мозаики приводит к внедрению чужих мотивов.
По своим конфигурационным характеристикам мозаичные узоры ханты и манси подпадают под определение «меандра» — геометрического орнамента в виде линии, ломанной под прямым углом. Будучи известным гораздо менее греческого, обско-угорский «меандр» превосходит его по сложности очертаний и игре симметрии. Постижение закономерности сложение сибирского меандра стало возможным лишь при обращении к сложнейшим статистическим программам и расчетам на электронно-вычислительных машинах.
C первого взгляда, кажется, что одежда народов Севера имеет не очень опрятный вид. Дело в том, что мелкие шкурки с ушек, лапок и хвостиков пушных зверьков запрещают выбрасывать мировоззренческие устои народа — не будет удачной охоты в дальнейшем. Эти шкурки тщательно выделываются и нашиваются на ленты из кожи или прочной ткани, которые затем сшиваются в полотнища, используемые при изготовлении одежды.
Женщина - мастерица в национальном костюме
Мужской пояс

Продолжение следует


Прикрепления
5066997.jpg(41.0 Kb) · 6804190.jpg(95.1 Kb) · 5190872.jpg(40.3 Kb) · 9643365.jpg(81.3 Kb) · 3209828.jpg(68.9 Kb) · 0777625.jpg(66.3 Kb) · 6483994.jpg(67.2 Kb) · 2561280.jpg(81.3 Kb) · 4461038.jpg(80.6 Kb) · 7576041.jpg(105.6 Kb)
Ник: vernikowa Ранг: Душа компании Группа: Методист
Людмила Людмила
vernikowa
Offline
Людмила
Дата: Вторник, 04.02.2014, 17:27 | Сообщение # 3 | Ответить
Особым видом прикладного искусства хантов этого региона является изготовление сумок. Сколько на Севере женщин, столько и разнообразных сумок. Они используются и в качестве чемоданов, и как хозяйственные сумки, и как дамские сумочки.

Удачно найденная соразмерность цвета и формы проявляется в оформлении плетеных изделий — поясов. Материалом для них служит крашенная овечья шерсть. В былые времена разноцветье шерсти достигались исключительно за счёт природных красителей, а в наши пользуются покупными. В убранстве поясов превыше всего ценится многоцветье и сочность красок. Перебирая 6, 12 или 18 ниток, привязанных к гвоздю, мастерица создаёт узор в елочку или в виде наклонных полос. При этом неустанно следит за правильным чередованием нитей — ведь узор рождается за счёт контраста красок.


Прикрепления
1567777.jpg(123.6 Kb) · 2957181.jpg(92.5 Kb) · 2156814.jpg(81.3 Kb) · 0922055.jpg(105.6 Kb)
Ник: vernikowa Ранг: Душа компании Группа: Методист
Людмила Людмила
Форум » Жизнь нашего Форума и Города » Центральная детская библиотека имени журнала "Смена" » Краеведение (Ямал: прошлое и настоящее)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: